Ольга Николаевна Нилова
Педагог, психолог, логопед.
Психолог в детском учреждении – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребёнка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребёнку, анализировать их совместную деятельность.Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребёнка.Психологическая коррекция.
Задачи психолога в детском учреждении можно условно подразделить на две группы. Во – первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его “психологизации”. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала и родителей.
Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учёту их индивидуально – психологических особенностей в воспитательном процессе. Основными видами деятельности детского психолога являются:
- Психологическое просвещение,
- Психологическая профилактика,
- Психологическая консультация,
- Психологическая диагностика,
- Психологическая коррекция.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (родителей, воспитателей) и детей к психологическим знаниям.Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление, и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а так же воспитателям, родителям.
Формы работы детского психолога:
- Индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия) и групповая (детские тренинги),
- Психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребёнка и родителей).
Общая структура групповых психологических занятий:
- Ритуал приветствия,
- Пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения,
- Развивающие игры,
- Групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование,
- Релаксационные упражнения на сплочённость группы,
- Ритуал прощания.
Основные методические приёмы:
- Ролевые игры,
- Психогимнастические игры,
- Коммуникативные игры,
- Игры, направленные на развитие произвольности,
- Игры, направленные на развитие воображения,
- Терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии),
- Эмоционально – символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование).
Основные методы коррекционных воздействий:
- Индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно – ролевые игры),
- Психогимнастика,
- Элементы арт – подхода (работа с красками, глиной, тестом),
- Элементы песочной терапии,
- Релаксационные упражнения,
- Игры и упражнения по развитию познавательных функций
- Игры по развитию психомоторики.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике придаётся большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесного материала, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется педагогом.
Примеры вариантов планирования занятий.
Занятие 1(для детей 5-6 лет)
- Этюд” Карлосон” (мимика).
- Этюд “Очень худой ребёнок” (пантомимика).
- Игра “Кто пришёл?” (идентификация эмоций удовольствия – “Карлосон”,страдания – “Митя”).
- Этюд “Эгоист”.
- Беседа ”Кого зовут эгоистом”.
- “Минута шалости”.
- Игра “Любящие родители”.
- Игра “Кто за кем?” (наблюдательность. Успокоение).
- Комплекс “Медвежата в берлоге” (саморасслабление).
Образование высшее. Окончила Московский Государственный Открытый Педагогический Университет. Специальность: социальный педагог, практический психолог.
Педагогический стаж: 21 год.
Педагог - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребёнка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Главная задача педагога охрана психического и физического здоровья ребёнка, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию, обеспечение свободного и эффективного развития каждого ребёнка.
В работе педагога очень важен индивидуальный подход к ребёнку, умение видеть ситуацию изнутри, разбираться в причинах проблем и уметь находить из них выход. Для каждой личности этот выход будет уникальным, поэтому и разбираться в том, что за человек перед тобой очень важно!