Детский развивающий центр

Записать ребенка

Успешная запись ребенка

Спасибо, Ваша заявка была принята! В ближайшее время наши сотрудники обязательно свяжутся с Вами!

Заказать обратный звонок

Заказ обратного звонка

Заказ обратного звонка был успешно принят. Наши сотрудники обязательно в ближайшее время свяжутся с Вами.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе 14 года 11 мес. назад #63

  • Администрация
  • Администрация аватар
Многие родители наших будущих первоклашек заняты данным вопрB) осом. Надеемся, эта информация даст ответ на поступающие к нам вопросы.

Все родители с волнением и нетерпением ожидают того дня, когда их ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для самих родителей. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависит от вашего поведения, и в ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября наш ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Порой, искренне желая ребенку добра, мы говорим: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал».

Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.

Важно понимать, что невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем ваш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе и школьника, и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подобные требования являются реальными и абсолютно выполнимыми для ребенка. От нас же требуется предъявить ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения) и терпимо относиться к проявлению «дошкольничества».



Необходимо понимать, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как «серьезные», «нужные» занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаем нашим детям, например, когда радуемся, если видим у него в руках книжку, и никак не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребенку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником – плохо. А теперь давайте представим, каково ребенку в этой ситуации, ребенку, который понимает: играть плохо, но так хочется, а вот учиться хорошо, но сил заниматься уже нет. Мы сами создаем ребенку конфликтную ситуацию, разрешить которую ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть, либо мучается угрызениями совести, либо начинает делать все наоборот («Все равно буду!»).

Избежать такой ситуации можно, признав игру естественным занятием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: «Какой молодец, взял книжку!», но также и «Как же ты здорово умеешь играть!». Можно даже разрешить ему взять с собой в школу маленькую игрушку. Многим детям свойственно даже некоторые усиления к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Роль игры в жизни ребенка с возрастом уменьшается, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы. У каждого ребенка свой темп развития, и каждый перестает играть в своем возрасте.

Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идет в первый класс, горя желанием стать школьниками. Однако готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе прежде всего определяют ряд факторов:

· мотивационная готовность - она включает в себя развитую потребность в знаниях, умениях, а также стремление ребенка к их совершенствованию.

Без мотивационной готовности, ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков.

психологическая готовность к учению в школе - она же является интеллектуально-познавательной. Данный вид фактора готовности ребенка к обучению в школе предполагает развитость у ребенка основных психологических процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь).

Важно всячески поддерживать желание ребенка учиться в школе. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?

Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ребенка. Чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах для ребенка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для ребенка особенно важно поощрение.

Но хвалить первоклассника – это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.

Поощрение должно быть конкретным: мы не хвалим ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ребенку трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

Бывает и так, что очень трудно найти, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у ребенка все-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в этом случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для ребенка как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от отношения к ним нас самих. Если мы, говоря о школе, прежде всего расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие оценки, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни. Давайте задумаемся, какие вопросы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что случилось?», мы тем самым показываем, что нас интересует прежде всего оценки. А вопросы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» - дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей оценка – это оценка не его работы, а его самого. Если я получаю хорошие оценки, значит я хороший. Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно подчеркнуть ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?»

Если ребенок сильно переживает из-за оценок, можно помочь ему с помощью приема «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если со стороны взрослого это не просто утешение, а совместное обсуждение задания с ребенком. Например, это может выглядеть так: «Да, задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились красивые цифры».

Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ребенку возможность выражать негативные чувства. Если мы говорим: «Не расстраивайся, что ты злишься?! Как ты можешь так говорить?!» - мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребенка. Первокласснику необходимо ваше внимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть трудным, мы поможем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребенку: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось», - мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему свое понимание.

Начало обучения в школе для ребенка - это, прежде всего большие нагрузки. Даже если ребенок посещал дошкольные учреждения, школьный режим для него нечто новое. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточено заниматься в течение урока, выполнять домашние задания – все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка – скорее всего, признак переутомления. Иногда ребенок сам говорит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления? Прежде всего, необходимо создать для ребенка щадящий режим:

· дневной сон;

· ограничение мероприятий, возбуждающе действующие на ребенка (просмотр телевизора, время, проводимое за компьютером, посещение цирка, театра, приглашение гостей и т.п.);

· прогулки на свежем воздухе не менее 40 минут каждый день;

· и, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков.

В школе двигательная активность ребенка ограничена. Поэтому очень важно дать ребенку подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Порой мы забываем, как трудно осваивать совершенно новую деятельность.

Мне хочется предложить вам один простой эксперимент. Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите такую фразу: "Мой ребенок - первоклассник". Не правда ли просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же самую фразу. Посмотрите на две эти строчки. Как ровно и красиво мы пишем правой рукой и как трудно и непривычно дается письмо, если мы перекладываем ручку в другую ручку.

Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, что у вас нет больше сил заниматься с ребенком, вспомните, пожалуйста, это упражнение.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

RE: Психологическая готовность к школе 14 года 11 мес. назад #64

  • Администрация
  • Администрация аватар
Чтобы определить, готов ли ребёнок к знакомству с учителями, попробуйте задать ему следующие вопросы:

Как зовут маму, папу, дедушку, бабушку (полные имена и отчества)?

Сколько тебе лет?

Когда у тебя день рождения (число, месяц, год)?

Есть ли у тебя брат или сестра, какого они возраста, на сколько лет они старше или младше?

Кем и где работают твои родители?
(папа работает на работе, а мама сидит дома – плохой ответ)

Где ты живёшь (полный адрес, телефон, город, страна)?

Какие ещё города и страны ты знаешь(2-3 варианта)?

Как называется наша планета? Знакомы ли тебе ещё какие-нибудь?

Каких животных ты знаешь (домашних и диких)?

Какие ты знаешь растения?

Чем больше всего ты любишь заниматься
(желательно исключить такие ответы, как: «смотреть мультики», «играть на компьютере»)

Каких детских писателей ты знаешь?

Есть ли любимая книга? О чём она?

Хочешь ли ты учиться в школе и почему?
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.248 секунд